Среда, 18.10.2017, 04:41
Приветствую Вас Гость | RSS

ГАУАО ПЦ ССУ "Доверие"

Меню сайта
телефон Доверия
"Я-родитель"
Россия - без жестокости к детям!
портал
гос.услуги
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2017 » Март » 31 » Подготовка детей - сирот к проживанию в замещающей семье
08:33
Подготовка детей - сирот к проживанию в замещающей семье

Семейное воспитание в условиях государственного учреждения - одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.

Семья является для ребёнка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребёнка о той или иной социальной роли. Такие представления у детей - сирот, поступивших в государственное учреждение в основном из домов ребёнка и дезадаптированных семей, существенно искажены. Для адекватного вхождения воспитанника учреждения в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребёнком комплексом социальных ролей, в том числе - работа по семейному воспитанию.

Подготовка детей - сирот к проживанию в замещающей семье - это комплекс мер психолого - педагогического характера, направленных на формирование у воспитанника адекватного представления о семье, её членах и их взаимоотношениях, возникающих проблемах и трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей.

Работа с воспитанниками ГАУАО ПЦССУ «Доверие» по программе «Дорога домой» проводится в несколько этапов.

Целью первого этапа является получение углубленной и развернутой информации о поступивших детях, о психологических причинах отклонений и т.д. Для этого психологом используются такие методики как: «Методика диагностики эмоциональной сферы ребенка «Домики»», личностный опросник MMPI, проективная методика «HAND-TEST», Цветовой тест М.Люшера, Кубики Коса и др.

По истечению первого этапа определяются потребности и нужды ребенка в личностном развитии, планируются жизненные перспективы, дальнейшее жизнеустройство.

Подготовительный этап работы включает также специальную психотерапевтическую коррекционную работу, помогающую переосмыслить имеющий (чаще негативный) жизненный опыт. Одновременно с этим ведется работа над актуальными проблемами ребенка, особенностями эмоционального реагирования, адекватного поведения, самопринятия. В этот период идет формирование навыков общения, развитие рефлексивного мышления, самоконтроля.

В ходе данной работы используются тесты «Песочной магии», где ребята с помощью песка и различных керамических фигур проигрывают различные жизненные ситуации, фантазируют и составляют свои собственные истории. Также используется кинетический песок, благодаря которому дети могут моделировать различные ситуации, сказки и истории, что благоприятно сказывается на выравнивании эмоционального фона детей. Темная сенсорная комната помогает снятию психоэмоционального напряжения, способствует расслаблению. Световой стол для песочной терапии незаменим для работы на каждом этапе подготовки детей.

При подготовке к жизни в семье нужно помочь ребенку понять разницу между биологическим и психологическим родительством, и то, что он не виноват в произошедшем. Нужно довести до его сознания, что есть объективные причины, по которым он не может жить в биологической семье, объяснить, что его родителям нужна помощь, они не могут сейчас заботиться о нем. В этом плане очень эффективно, с нашей точки зрения, работать с «жизненным сценарием» ребенка, семьи через просмотр, обсуждение фильмов, произведений, иллюстрирующих различные типы сценариев (для малышей это могут быть сказки: «Золушка», «Двенадцать месяцев», «Сказка о царе Салтане», «Русалочка», «Крошечка-Хаврошечка» и т.д. Для ребят старшего возраста это фильмы: «Чучело», «Плюмбум, или Опасная игра», «Вор»,» и т.д., для более взрослых детей можно использовать методику цветодиагностики и психотерапии произведениями искусства В.М Элькина, актуальна в этой тематике также песочная терапия). Работа на этом этапе подготовки ребенка к жизни в новой семье направлена на снятие естественного страха, опасения, уменьшение чувства тревоги.

Следующим этапом подготовки становится осмысление своих желаний и потребностей ребёнком: что я хочу получить в семье – новых родителей, старших друзей, обрести уют и тепло домашнего очага или получить желанную свободу, в отличие от жесткого регламентирования жизни в детском доме, или более рациональное желание получить опыт ведения домашнего хозяйства, определенные практические навыки. На этом этапе формирования образа семьи мы используем различные формы и методы работы: проективные методики «Дом – дерево – человек», «Рисунок семьи», «Я в прошлом, настоящем и будущем», методика неоконченных предложений: «Я хочу…», «Я мечтаю…», «Я был бы рад…», «Я надеюсь…». Хорошим средством являются обучающие игры, инсценировки. Комплекс для арт-терапии с прозрачным мольбертом, помогает детям выразить через рисунок, цвета свои эмоции, чувства, «прорисовать» свои представления о семье и семейных отношениях. Все это помогает прояснить желаемый образ семьи.

Важной задачей данного периода является осознание не только того, что ребенок хочет получить в семье и от семьи, но и обязательно понимание, что он может дать семье (это важно, чтобы не культивировать потребительство). Жить в семье - значит делить с другими обязанности – убирать, готовить, заниматься домашними делами (для наших детей это очень проблематично, т.к. они привыкли жить на всем готовом), и принятие позиции помощника, организатора, ответственного за какой-то участок семейной жизни – это залог будущего успеха. Незаменимыми оказываются занятия с использованием игр-инсценировок, песочной магии, арт–терапевтических техник.

Такая система работы в конечном итоге помогает ребенку достигнуть баланса в понимании всех событий его жизни.

Следующий этап подготовки наступает тогда, когда появляется семья, пожелавшая заменить ребенку биологических родителей. После передачи ребенка в кровную или замещающую семью специалисты службы составляют план работы с замещающей семьей. Данное направление работы служит для профилактики возврата ребенка в сиротское учреждение путем разработки и реализации мероприятий, направленных на закрепление ребенка в семье (консультирование и психологическая поддержка замещающих родителей, продолжение психотерапевтической работы с ребенком).

Основной задачей работы с семьей является нахождение точек соприкосновения, помощь в адаптации семьи к новым условиям жизни. На данном этапе активно используются методики для диагностики психоэмоционального состояния родителей и детей, темная сенсорная комната становится одним из основных элементов занятий, песочная терапия активно используется для помощи в установлении контакта между родителем и ребенком.

Благодаря участию ГАУАО ПЦССУ «Доверие» в программе «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей в Амурской области на 2015-2017 годы «Дорога домой», «Право ребенка на семью», работа по подготовке детей к семейной жизни имеет свои результаты. За 2016-2017гг. из 40 обученных детей 17 обрели свою семью!

Только обретение семьи поможет ребенку почувствовать крепкий и надёжный тыл в будущем!

 

Просмотров: 83 | Добавил: vikulina | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Корзина
Ваша корзина пуста
Поиск
Календарь
«  Март 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031